«СТУДИЯ 5+» Санкт-Петербург
Свадебный магазин аксессуаров

Свадьба на Руси. Как играли свадьбу на Руси


    Свадьба – древнее славянское «свиятьба», «связывание», обряд связывания женщины с мужчиной из другого рода. С течением времени свадьба обрастала множеством ритуалов.
   В средние века свадебные русские обряды представляли собой смесь языческих ритуалов и христианских традиций. На Руси свадьба была игровым, почти театрализованным действом («свадьбу играют» - так говорят и сейчас), поэтому в разных областях этот обряд проводился по-своему, но основной сценарий всегда был одинаков. На Руси можно было различить два типа свадеб: на Севере России – это драма, а Юг России – зажигательное веселье. 
   Чаще всего свадьба состояла из трех последовательных частей:
Первый этап – досвадебный, это – сватовство, смотрины, рукобитье и девичник.
Вторая часть - сама свадьба, включала в себя свадебный поезд, венчание, свадебный стол, первая брачная ночь.
Третий период – послесвадебный – обряды первого дня, гостьба.

    
Свадебные аксессуары для проведения свадебных обрядов на свадьбе. 
Сватовство на Руси
  
Обычно старались играть свадьбу после окончания всех сельскохозяйственных работ, то есть с середины осени, с Покрова (14 октября). Кроме того учитывался и православный календарь, потому что в нём существуют даты, когда таинство венчания не проводится (например, в дни постов и Великих праздников). Самыми счастливыми считались браки, сыгранные на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи. 
   
Сватовство обычно происходило вечером. Сватать приезжали с помпой, на украшенных лентами и колокольчиками лошадях. Каждое движение и каждое слово сватов имело значение: через порог перешагивали исключительно правой ногой, садились на лавки под иконы, речи вели иносказательные, сговариваясь о молодых торговой присказкой: « У вас – товар, у нас – купец». За сватовством следовали – смотрины, рукобитье (заручины, пропой) и девичник (плаканье). 
    
На смотринах сваты, родители жениха оценивали достоинства и недостатки невесты, смотринами также называли и осмотр хозяйства жениха. А в процессе рукобитья оба семейства окончательно сговаривались о заключении брака, устанавливали день свадьбы, договаривались о приданом и о расходах на свадьбу. По окончанию отцы невесты и жениха ударяли по рукам, что означало нерушимость договора, а невеста с этого момента считалась просватанной. Впоследствии этот ритуал стал называться помолвкой. А уже во время помолвки стали заключать договор, где оговаривалась не только сумма приданого, но и обязанности мужа по отношению к будущей жене, нарушение которого могло привести даже к штрафу. Помолвка сопровождалась великолепным праздником, на котором жених дарил невесте кольцо с камнем.
   
Девичник обычно устраивался накануне свадьбы, к невесте приходили её подруги, они пели свадебные песни, символично прощаясь со своей подружкой, расплетали её косу, символизируя этим её прощание с девичеством, проводили ритуальное омовение невесты в бане.
 Подготовка невесты на Руси
    
В день свадьбы за невестой и её родителями приезжал так называемый свадебный поезд – жених, его дружка (или шафер), друзья и родственники жениха на украшенных лентами, цветами и колокольцами повозках. Обязательным обрядом, после встречи жениха, был обряд выкупа девичьей косы или места рядом с невестой. Выкупали сластями, лентами, иногда деньгами. Перед отъездом к венцу родители невесты с иконой и хлебом благословляли молодых. В церковь жених и невеста ехали в разных экипажах. Во время таинства венчания происходило заключение брака. Кстати, кольцами в процессе венчания обмениваться стали только при правлении Екатерины II, в 1755 году, по указанию Священного Синода. До этого кольцами обменивались только во время помолвки. 
    
Свадебный пир – традиционная часть праздника, являлась, кроме всего прочего, ещё и своеобразным оповещением о состоявшемся браке и его общественным признанием. Пир устраивали или в доме жениха, или в доме у невесты, что зависело от местных обычаев. 
   
Брачная ночь – переход молодой пары в иное положение молодоженов. Чтобы подчеркнуть это пограничное состояние брачное ложе иногда устраивали «не в избе и не на улице» – а в сенях, в амбаре, в холодной горнице, в бане. Постель стелила свекровь или специальная постельная сваха, подкладывая символы плодородия – овёс, хмель, рожь. От дурного глаза под постель ставили ухват, кочергу, сковородку. На свадебное ложе молодых с иконой провожали сваты, родители, гости. После брачной ночи устраивалась ритуальная баня для молодых.
    
Заканчивалась свадьба отводинами или гостьбой, когда молодые приходили в гости ко всем, кто их приглашал, а сопровождалось всё это взаимным угощением и подарками. 
                          
                                                                                                              Источник: www.studio5plus.ru

Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Все фотографии, представленные на сайте, являются собственностью Автора, защищенной действующим Законодательством. Использование фотоснимков допустимо только с письменного разрешения Автора. 2009-2019, (с) Студия 5+

Карта сайта                         Разработка сайта Разработка сайта Интернет Технологии                        Ссылки

Яндекс.Метрика